Навигатор
Главная страница Это интересно История Крупнейшая катастрофа СССР

* * * ДНИ РОЖДЕНИЯ * * *

17 октября

Бабайцев Владимир Петрович


17 октября

Песков Игорь



20 октября

Путилина Александра Ивановна


20 октября

Золотарёва Татьяна Николаевна


21 октября

Котов Александр



21 октября

Небольсин Роман





Родственники, друзья и знакомые, не забудьте их поздравить!

Смешные видеоролики
Как отличить фальшивку
Соседи-партнёры

nu_today

Новости Новой Усмани

Новоусманский райком КПРФ


Крупнейшая катастрофа СССР




На Транссибирской магистрали в 11 км от города Аши Челябинской области в воскресенье 4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени в момент проезда навстречу друг другу пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. Такого страна ещё не знала - только по официальным данным погибло 575 человек, 623 стали инвалидами. Детей среди погибших — 181.

Катастрофа

В трубе газопровода диаметром 720 мм (правильнее - продуктопровода) «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», по которому транспортировалась сжиженная газобензиновая смесь (пропан, бутан и другие легковоспламенямые углеводороды), в 900 м от Транссибирской магистрали образовалась узкая щель длиной 1,7 м.

Примерно за три часа до катастрофы приборы зафиксировали падение давления. Но! Дежурный персонал вместо того, чтобы искать утечку, лишь увеличил подачу газа для восстановления давления.

В результате через трещину в трубе под давлением вытекала сжиженная газобензиновая смесь, из-за особых погодных условий газ стал скапливаться в низине, образовав «газовое озеро». Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

В момент встречи двух пассажирских поездов от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна поезда, прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар.

Объёмный взрыв - взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве. Высокоэффективен в военном деле: образующаяся зона высокого давления даже при отсутствии сверхзвуковой ударной волны эффективно поражает живую силу противника, свободно проникая в зоны, недоступные для осколочных боеприпасов.

Мощность взрыва 4 июня 1989 года могла доходить до 12 килотонн тринитротолуола, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме. Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стёкла в городе Аше, расположенном в 11 км от места взрыва. Столб пламени был виден более чем за 100 км.

В этот момент в поездах № 211 «Новосибирск — Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер — Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.

катастрофа 1989 г.

Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов и 2 электровоза обгорели снаружи и выгорели внутри. Разрушено 350 м железнодорожных путей, 17 км воздушных линий связи.

катастрофа 1989 г.

Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Длина фронта пламени составила 1500—2000 м. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва достигал более 1000°C. По свидетельству очевидцев, пассажиры горели «факелами» и сгорали как спички.

По официальным данным 575 человек погибло (по другим данным 645), включая 9 хоккеистов команды «Трактор-73»; 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Среди погибших 181 ребёнок. Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселённом районе, что весьма затруднило оказание помощи. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. По свидетельству очевидцев, осталось много неопознанных «фрагментов» людей.

Трагедия была запланирована

Тот самый продуктопровод «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» на самом деле быть там не должен. Изначально по постановлению Совета Министров СССР № 20451 от 19 января 1981 года планировалось строительство нефтепровода диаметром 720 мм и длиной 1852 км, которое было поручено Миннефтепрому и Мингазстрою.

Первая очередь нефтепровода должна была быть введена в строй в 1983—1984 гг., но руководство Миннефтепрома решило перепрофилировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод.

Техническими правилами транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм запрещено, однако при перепрофилировании нефтепровода в продуктопровод это требование было проигнорировано.

Строительство продуктопровода велось, как всегда, «ударными темпами», техника безопасности и технология не соблюдались. Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года (за четыре года до катастрофы). Труба продуктопровода была засыпана с механическими повреждениями.

За 2—3 недели до взрыва образовался микросвищ, затем появилась разраставшаяся трещина. Жидкий конденсат всё это время пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

От первого лица

Врач «Скорой помощи» Валерий Дмитриев:

- Вышли из машины на пепелище, первое, что видим, - кукла и оторванная нога...


Врач-реаниматолог областной клинической больницы Владислав Загребенко:

- Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать.

Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами. Вся Аша поднялась на помощь.

катастрофа 1989 г.

Заместитель редактора газеты «Стальная искра» (Аша) Валерий Михеев:

- Меня разбудила - а я только прилег - страшная по яркости вспышка. На горизонте полыхало зарево. Через пару десятков секунд до Аши донеслась взрывная волна, побившая немало стёкол. Понял, случилось что-то страшное. Через несколько минут я был уже в горотделе милиции, вместе с ребятами кинулся в «дежурку», помчались в сторону зарева. То, что увидели, невозможно представить себе даже при больном воображении! Как гигантские свечи горели деревья, вишнево-красные вагоны дымились вдоль насыпи. Стоял совершенно невозможный единый крик боли и ужаса сотен умирающих и обожженных людей. Полыхал лес, полыхали шпалы, полыхали люди. Мы кинулись ловить мечущиеся «живые факелы», сбивать с них огонь, относить ближе к дороге подальше от огня.

Апокалипсис… А как много было детей! Вслед за нами начали подъезжать медики. В одну сторону мы складывали живых, в другую — мертвых. Помню, нес маленькую девочку, она меня все про свою маму спрашивала. Передал на руки знакомому врачу — давай перевязывай! Он отвечает: «Валерка, уже все…» — «Как это все, только что разговаривала?!» — «Это в шоке».



Шесть лет продолжалось судебное разбирательство. На скамье подсудимых были только «стрелочники» - начальник участка, прораб, мастера, строители. Из семи человек привлекли к ответственности двоих. Они получили по два года с высылкой за территорию Уфы. Ни один руководитель не пострадал.





Нравится



 
Если интересно, поделись с друзьями, и они поделятся с тобой:

Добавить комментарий

Внимание!
Комментарии проходят модерацию. Под запретом мат, призывы к экстремизму и насилию, флуд, реклама и гиперссылки.


поиск по сайту
Первый звонок -2018
Самые нелепые автомобили
Белый Храм Таиланда
Авторизация
Авторизация позволяет просматривать закрытые разделы сайта, принимать участие в голосованиях и форумах. Заполнив и отправив форму регистрации, пользователь получит на указанный E-mail подтверждение логина и пароля. Если после регистрации доступ к закрытым разделам не открывается, проверьте правильность введённого E-mail, в крайнем случае сообщите о проблеме по обратной связи.



Поисковые ДУРИЛКИ
Статистика
Просмотры материалов : 33042053
    Яндекс.Метрика