Бульдозерная выставка




Художники, чьё творчество не соответствовало идеологии КПСС, становились объектами жёсткой критики и гонений. Яркий пример - посещение Хрущёвым 1 декабря 1962 г. выставки авангардистов, где он обматерил и картины, и художников. При Брежневе было не лучше, в стране правили партийные функционеры.

Тем художникам, которые выбивались из узких рамок «метода социалистического реализма» и не отражавших в своих картинах эпоху классовой борьбы и строительства коммунизма не давали выставляться, а любые попытки организации выставок без согласования с Московским союзом художников заканчивались закрытием или полным разгромом мероприятия.

Так было 22 января 1967 года в ДК «Дружба» на шоссе Энтузиастов, где известный авангардист и основатель группы неофициальных художников «Лианозово» Оскар Рабин и коллекционер Александр Глезер открыли «выставку двенадцати» художников. Через два часа выставка была закрыта сотрудниками КГБ и работниками московского горкома КПСС. Они велели «закрыть безобразие».

Вот тогда-то молодым художникам Виталию Комару и Александру Меламиду пришла идея: раз не дают проводить выставки на официальных площадках, то надо создать выставки на открытом воздухе. Упоминавшиеся Глезер и Рабин поддержали идею и взяли на себя организацию мероприятия.

Вначале выставку планировали устроить прямо на Красной площади, но после общего обсуждения решили не «нарываться» и уличную выставку картин устроить на пустыре на окраине Москвы у метро «Беляево».

Что важно, была подана официальная заявка в Моссовет. Власти не могли запретить выставку, т.к. никаких законов не нарушалось. Тем не менее, позже этой выставке приклеили ярлык «несанкционированная», и даже в Википедии используется этот термин, что совершенно несправедливо. В пригласительных билетах выставка была означена как «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» и указано время: 15 сентября 1974 г. с 12 до 14 часов.

Размах экспозиции был небольшой - на опушке Битцевского лесопарка в Беляеве собралось всего несколько десятков работ и участников. Но на этот вернисаж съехались не только простые зрители, но и корреспонденты зарубежных СМИ и дипломаты, пришли коллеги-художники.

Бульдозерная выставка

Но власти были наготове. Некоторых участников задерживали заранее, ещё по дороге от метро к пустырю под предлогом, что они похожи на вора, укравшего в метро часы. А как раз на месте и во время, указанное в пригласительных билетах, был организован спектакль «мероприятие по благоустройству». Подогнали самосвалы с саженцами, бульдозеры и поливальные машины.

Бульдозерная выставка

Люди, одетые в рабочую форму, изображали группу работников по благоустройству и развитию лесопарка, пришедших на воскресник. А милиционеры старательно защищали воскресник их от художников и зрителей.

Около сотни милиционеров в штатском стали давить и ломать выставленные картины. Художников избивали и арестовывали, под горячую руку попали также зрители и иностранные журналисты. Корреспонденту газеты The New York Times выбили зуб его же камерой.

Бульдозерная выставка

Участник выставки Владимир Немухин вспоминал, что дружинники развели костёр из работ, которые отобрали у художников. Засвечивали плёнку у журналистов.

Очевидцы вспоминают, как Оскара Рабина, повисшего на ковше бульдозера, тащили по земле практически через всю территорию выставки.

Один из атакующих, лейтенант милиции Авдеенко запомнился криками «Стрелять вас надо! Только патронов жалко!».

Фактически вернисаж на пустом поле в Беляево 15 сентября 1974 года превратился в физическую расправу властей с альтернативным искусством при помощи бульдозеров, поливальных машин и переодетых в штатское работников милиции.

Авторы экспонированных картин были не только избиты, некоторые были подвергнуты административным санкциям - одни потеряли работу, других положили на принудительное лечение и т.п.

Коллекционер Александр Глезер, контактировавший с иностранной прессой и активно пропагандировавший советское искусство за рубежом, немедленно созвал пресс-конференцию. Скандальная выставка сразу же получила название «Бульдозерной», а участники сорванной выставки прославились на весь мир.

Несмотря на то, что эта выставка фактически не состоялась, советской власти пришлось пойти на уступки. Через две недели подобная выставка на открытом воздухе прошла в Измайловском парке. На ней были представлены работы более чем сорока художников, а длилась она четыре часа и привлекла тысячи зрителей.


Бульдозерная выставка





Нравится