День полиции
АВТОР:
Геннадий Гудков
политик
Какая полиция нам нужна
Скоро страна будет отмечать важный праздник — день полиции (милиции). Увы, праздник «со слезами на глазах», потому что уже не первое десятилетие к работе этого ведомства есть очень серьёзные вопросы.
Ответ на вопрос: «Какая полиция нам нужна?» — понятен и прост: честная и профессиональная. Верная закону и присяге. А ещё образованная, мужественная, неподкупная. И желательно не безумно дорогая, но эффективная. Вызывающая уважение как законопослушных граждан, так и самых закоренелых преступников. Есть ли такая полиция на белом свете?
Оказывается, есть, и примеров много. Великобритания, США, Германия, Япония, Скандинавские страны, Прибалтика, страны Восточной Европы и еще многие десятки других стран в мире по праву гордятся своей полицией.
А как у нас? В России сотрудников полиции на 100 тыс. населения в несколько раз больше, чем в «цивилизованных» странах, расходы бюджета на безопасность уже выше, чем на армию и флот (это при их самолётах, танках, кораблях и т.д.), а довольных работой полиции больше не становится. Печально, но большинство граждан просто не доверяют полиции, не верят в её способность защитить их интересы.
В 2010 году приняли новый закон «О полиции», истратили 8 миллиардов бюджетных рублей только на переименование. Провели переаттестацию личного состава. Ещё раньше сократили число сотрудников аж на 20%, примерно с 1 400 тыс. до 1 100 (включая внутренние войска, ныне — Росгвардия), оставшимся в строю увеличили оклады, закупили новый транспорт и технику, отремонтировали помещения и прочее.

Каковы итоги? На смену майору Евсюкову, расстрелявшему покупателей в московском универмаге, пришли опера из отдела «Дальний», приспособившие для пыток с летальным исходом бутылки от испитого «Шампанского», да полковник Захарченко, удививший, похоже, весь мир хранением 124 миллионов долларов наличными в квартире родственника. Почему же в России нет нормальной полиции, а в Прибалтике, Восточной Европе и даже Грузии она работает на уровне мировых стандартов?! Может, у нас врождённый порок правоохранительной системы? Или генетическая несовместимость с исполнением служебного долга?
Ответ на этот вопрос не менее прост, чем на заданный в начале статьи. Правоохранительная система в целом, и МВД в частности плохо справляются со своими обязанностями только потому, что в стране умышленно отсутствует НЕЗАВИСИМЫЙ (и поэтому объективный) контроль за её работой.
Конечно, мои оппоненты возразят: как же так, есть прокурорский надзор, есть, в конце концов, судебные органы. А вот и неправда ваша! И прокурор, и судьи давно стали де-факто обычными звеньями исполнительной власти. Хуже того, «подотделами» пресловутой вертикали власти. Ведь всех председателей судов, прокуроров назначает президент, он же глава исполнительной власти. Совет Федерации, половина которого назначена губернаторами, которые, в свою очередь, также назначенны президентом РФ (вторая половина представляет одну партию — «партию власти»), лишь «штампует» не им принятые решения. Вот и получается: МВД — влиятельный орган той же самой исполнительной власти (погрязшей в коррупции и воровстве); кто же в прокуратуре и судах станет рьяно контролировать коллег из МВД, «подставляться» и воевать с полицией? Себе дороже.
Во всем мире независимый «аудит» работы силовиков осуществляют ПАРЛАМЕНТЫ (федеральный и региональные, где они есть). Там для этих целей создаются постоянные комиссии, которые могут в целях контроля не только «вывернуть наизнанку» любые материалы полицейской работы, но и дают добро на назначения руководящих полицейских чинов на должность. Без согласия такой комиссии, например, в США ни один руководитель полиции вплоть до зам.начальника департамента (это как полковник Захарченко) не сможет занять свое кресло.
Для большей объективности контрольных мероприятий во многих Парламентах такие комиссии (комитеты) создаются и возглавляются представителями оппозиции. В Парламенте нашей соседки Финляндии, например, для создания любой контрольной комиссии достаточно всего 25% голосов депутатов. В Парламенте Германии более 90 контрольных депутатских комиссий работают на постоянной основе, помимо создаваемых для определённых задач на ограниченный период времени.
Помимо парламентских комиссий, наделённых почти неограниченными правами, в приличных странах большую роль «аудита» работы полиции играют структуры гражданского общества, правозащитники, независимая пресса и простые граждане, не желающие платить налоги за плохую работу своих полицейских.
Вот и весь секрет. Что же в России? Парламенту даже по Конституции реальных контрольных полномочий не отведено. Принятый для отвода глаз закон Яровой о «Парламентском контроле» (он принимался в спешке в пику нашему, тщательно проработанному группой депутатов разных фракций) представляет из себя убогое зрелище и преследует только одну цель: узаконить запрет Парламенту проводить реальные контрольные мероприятия в отношении силовиков.
Гражданскому обществу тоже приказано не совать свой нос в благородную деятельность полиции и других правоохранительных органов. Создаваемые «общественные Советы» при МВД — это большей частью фикция с целью запудрить мозги людям: в Советы включают «своих да наших», предельно лояльных или медийных людей (писателей, спортсменов), формально давших согласие в них числиться. (Получают красивую «ксиву», чтобы ГАИ-шники не приставали). Никакими полномочиями такие Советы не обладают. Более того, оттуда регулярно выдавливаются немногочисленные «белые вороны», которые пытаются там ещё что-то реальное делать). Посмотрите, например, что произошло с общественными комиссиями при УФСИН совсем недавно, когда из них были удалены все мало-мальски приличные правозащитники. Чего ж после этого не измываться над беззащитными зэками: открытое письмо Ильдара Дадина (см. ссылку внизу, прим.ред.) лишь частично описывает ужасы, которые системно царят в российских тюрьмах да колониях.
Вот и получается, что при огромных полномочиях, гигантской численности МВД практически полностью БЕСКОНТРОЛЬНО. А раз так, то для махровой коррупции, нарушения прав человека, фальсификации статистики и результатов борьбы с преступлениями дорога открыта. Просто любая бюрократическая реформа, как правило, приводит всего лишь к смене названий, слиянию-разлиянию департаментов и управлений, пошиву новой формы и др., но на принципы закрытости системы от критики и контроля не посягает. Наша полиция, увы, остается по-прежнему чрезвычайно дорогой, многочисленной, мало эффективной. Она поражена вирусом коррупции, склонна к нарушению принципов законности и т.д., да к тому же политизирована до безобразия: от вмешательства в выборы и работу партий, до организации уголовного преследования оппонентов власти.
Иначе как можно объяснить существование в структуре МВД такого подразделения, как управление «Э» (противодействие экстремизму. Чем же в таком случае занимается ФСБ?) Хх
Что можно сделать для формирования в России нормальной полиции? Во-первых, реально переподчинить Прокуратуру Парламенту(Госдуме), даже такому, как сегодня. Хуже точно не будет. Во-вторых, ввести принципы самоформирования судейского корпуса: чтобы работали по закону, а не по приказам начальства или за взятки. В-третьих, предоставить Парламентам (Госдуме и региональным Законодательным собраниям, а также, частично, Советам депутатов муниципалитетов) право контроля за работой полиции, как это давно сделано во всем цивилизованном мире. И, наконец, предоставить реальные полномочия (определенные формы контроля) структурам гражданского общества и журналистам (по согласованной законом процедуре).
Конечно, для всего этого необходимы поправки в Конституцию страны, ряд федеральных и региональных законов. Но только таким путём мы сможем получить нормальную полицию, достойную уважения и доверия граждан.
Всё остальное — имитация и фарс, которые способны лишь на время отвлечь внимание общества от реальных недостатков нашей полиции, но не способны решить ни одной её проблемы.
Источник: «Эхо Москвы, 09 ноября 2016»
Ссылки по теме:
• - 09.11.2016. Страна живёт не по законам, а по понятиям. «У права нет прав».
• - 02.11.2016. Начальник колонии: «Попробуешь пожаловаться — тебя убьют и закопают за забором» (письмо Ильдара Дадина) «Политзаключённый и палач».
Нравится
Добавить комментарий
Под запретом мат, призывы к экстремизму и насилию, реклама и гиперссылки.
Пространные комментарии, выходящие за рамки конкретной статьи (флуд) и засоряющие обсуждение, будут удаляться или сокращаться. Их авторам предлагается присылать своё мнение в виде отдельных статей, заметок.
Комментарии
Геста́по (нем. Gestapo; сокращение от нем. Geheime Staatspolizei, «тайная государственная полиция») — политическая полиция Третьего рейха в 1933—1945 годах.
Гестапо вело преследование инакомыслящих, недовольных и противников власти Адольфа Гитлера. (Ничего не напоминает?)
Суть в не названии, а в деятельности силовых структур. Пока они будут подчиняться только одному человеку, и выполнять его волю, в стране ничего не изменится. Правоохранитель ные органы должны быть подотчётны обществу. Должны быть независимые судьи, которые в СССР избирались, а теперь назначаются и снимаются верховной властью. Вот отсюда все беды. Кому так надо и кому это выгодно-многим понятно. И пока население будет голосовать за очередного наследника (преемника), то ничего не изменится.
Теперь у нас полицаи. Говорят, скоро гестапо будет.
RSS лента комментариев этой записи