Навигатор
Главная страница Новости Шуберские Как сбивали американца над Уралом

* * * ДНИ РОЖДЕНИЯ * * *

14 октября

Сапрыкина Настя



14 октября

Гончарова Нина Борисовна


15 октября

Бондарев Федя



17 октября

Бабайцев Владимир Петрович


17 октября

Песков Игорь





Родственники, друзья и знакомые, не забудьте их поздравить!

Смешные видеоролики
Как отличить фальшивку
Соседи-партнёры

nu_today

Новости Новой Усмани

Новоусманский райком КПРФ


Как сбивали американца над Уралом




1 мая 1960 г. в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург) американский самолёт-разведчик U-2, пилотируемый Ф.Пауэрсом, был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75 войск ПВО СССР.

Локхид У-2

До 1 мая 1960 года американские высотные самолеты типа «Локхид У-2» летали над СССР на высоте 20-23 километра совершенно безнаказанно, т.к. наши истребители-перехватчики МиГ-21 и МиГ-19 могли подняться не выше 20 км.

Самолет-разведчик Lockheed U-2 предназначен для глубокого проникновения на территорию противника с целью сбора разведывательной информации.

Всего над территорией СССР с 1956 по 1960 годы было выполнено 24 разведывательных полёта самолётов U-2, в ходе которых американцы выявили большое количество военных и промышленных объектов.

Именно в результате очередного полёта U-2 над территорией СССР 5 августа 1957 года американская разведка зафиксировала истинное местоположение советского ракетного полигона Тюратам №5 (нынешний космодром Байконур).

Вполне понятно, что советское правительство не могло с этим мириться. Начиная с 1959 года на вооружение сил ПВО стали поступать ЗРК (зенитные ракетные комплексы) С-75, способные поражать цели на высотах свыше двадцати километров.

Прерванный полёт

1 мая 1960 г. в 5 часов 20 минут с аэродрома Пешавар в Пакистане на самолете Lockheed U-2 в воздух поднялся старший лейтенант ВВС США Фрэнсис Пауэрс. Он получил задание пролететь над территорией СССР на высоте 20 тыс. метров по маршруту: Пешавар, Аральское море, Свердловск, Киров, Архангельск, Мурманск и приземлиться в Норвегии на аэродроме Будё.

Как говорилось в официальном сообщении: «В районе города Свердловска самолет Пауэрса был разрушен взрывной волной и осколками при первом же ракетном пуске расчёта капитана Воронова». Запомним это, чуть позже пригодится.

Пауэрс, чудом уцелевший за бронезащитой двигателя, спасался на парашюте, при приземлении был арестован и осуждён за шпионаж. 10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Ф.Пауэрса обменяли на Вильяма Фишера (знаменитый советский разведчик-нелегал, полковник Рудольф Абель). Эпизод этого обмена отображён в кинофильме «Мёртвый сезон».

Однако, возникает справедливый вопрос: по какой причине американский самолет-разведчик допустили до центра страны, а не сбили сразу после пересечения границы? Почему позволили пролететь над страной более двух тысяч километров?

Кроме того, в народе упорно ходили слухи, что кроме самолёта Пауэрса был сбит и наш самолёт, поднятый на перехват нарушителя. Но слухи оставались слухами, они официально не подтверждались, но и не опровергались, а оттого становились ещё более зловещими, как страшная тайна (своего сбили!), и оттого ещё более правдоподобными. Так это или не так? Теперь перейдём к подробностям.

С-75 «Десна»

Советский подвижный зенитный ракетный комплекс С-75 «Десна» - одно из самых известных и широко применяемых средств войск ПВО во всём мире. С-75 различных модификаций поставлялись более чем в сорок стран, в том числе в Финляндию. За всё время только на экспорт поставлено почти восемьсот дивизионов комплекса. На боевом счету ЗРК С-75 более 1300 самолётов противника, сбитых в разного рода войнах и вооружённых конфликтах в период 1960-1980 годов.

S-75-2

Основные технические характеристики ЗРК С-75:

Максимальная дальность составляла от 34 км в варианте «Десна» до 43 км в варианте «Волхов».
Диапазон высот поражения цели — 0,5-30 км.
Максимальная скорость поражаемых целей до 2300 км/ч (вариант «Волхов»).

ЗРК С-75 разрабатывался в НПО «Алмаз» (генеральный конструктор А.А.Расплетин). Специально для ЗРК С-75 в ОКБ «Факел» (генеральный конструктор П.Д.Грушин) была разработана ракета В-750Н. Здесь нельзя не рассказать хоть немного об этом выдающемся конструкторе.

Пётр Дмитриевич Грушин (1906-1993, 87 лет) - советский и российский учёный, авиаконструктор и конструктор в области ракетной техники, академик АН СССР. Его первое образование - церковно-приходская школа. Его первая работа в ОКБ «Факел» — ракета для комплекса С-75. В ней удалось воплотить несовместимые требования: мобильность, высокие ТТХ, надёжность, простота эксплуатации, дешевизна и технологичность конструкции. За создание этой ракеты П.Д.Грушин был удостоен звания Героя Социалистического Труда и 30 декабря 1958 года для вручения наград на завод приехали руководители государства Н.С.Хрущёв и Л.И.Брежнев.

Ракеты Грушина совершили революцию в тактике применения авиации и показали, что ЗРК могут быть не только военной силой, но и инструментом сдерживания и политического влияния в мире.

После завершения полигонных испытаний Постановлением СМ СССР № 561/290 от 22 мая 1959 г. новый комплекс был принят на вооружение под названием С-75Н «Десна».

Драма в небе над Уралом

Чтобы понять, что же случилось в небе над Уралом, есть смысл предоставить слово профессионалу. Михаил Ходаренок в течение трёх лет командовал зенитным ракетным дивизионом С-75М3 «Волхов». Он описал произошедшее 1 мая 1960 года на странице https://sozero.livejournal.com/2894193.html. Вот выдержки из этой статьи.


По официальной версии, пресечь полет самолёта-разведчика удалось первой же ЗУР, выпущенной зенитным ракетным дивизионом, которым командовал майор М.Р.Воронов. Лишь в конце 1980-х годов всплыли факты, говорящие о том, что в этой истории не всё так гладко.

... цель вошла в зоны поражения 5-го (станция Полдневая) и 6-го (станция Щелкун) зенитного ракетного дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады. Нарушитель пролетал между двумя этими дивизионами. В тот момент от 5-го дивизиона до U-2 было всего 16,5 тыс.м.

6-й дивизион оказался не готов к открытию огня из-за неисправности на СНР-75. Всего лишь сгорел предохранитель в блоке питания передатчика по одной из плоскостей обзора воздушного пространства. Но пока произвели замену, стрелять было уже поздно — цель вышла из зоны поражения.

5-й дивизион из-за задержек по чисто субъективным причинам только в 8.46 обстрелял самолет-нарушитель на высоте 19,6 тыс. м вдогон одной ракетой (вторая ЗУР по вине технического дивизиона оказалась неисправна). Третью ракету пускать уже не требовалось — цель окончательно покинула зону поражения. В то время правила стрельбы ЗРК С-75 даже не предусматривали обстрела целей вдогон.

Пуск ракеты 5-го дивизиона был произведён, когда U-2 уже начал удаляться. На 53-й секунде наведения выдалась команда на ближнее взведение радиовзрывателя ракеты (команда К3), и спустя несколько секунд операторы и офицер наведения доложили о срыве сопровождения цели по трём координатам.

Стрельба по самолёту Пауэрса выполнялась в режиме АC (автоматическое сопровождение цели по трём координатам — угол, азимут, дальность). После подрыва боевой части ракеты подполковник Новиков автоматически доложил на командный пункт бригады о срыве сопровождения.

Потом, оценив обстановку вместе с офицером наведения и операторами ручного сопровождения, которые после доклада о срыве стали сообщать об изменении параметров и характеристик цели, повторно доложил на командный пункт бригады с некоторой неуверенностью в голосе: «По всем признакам цель поражена».

На экранах индикаторов операторы РС (масштаб 5 км) увидели, как вместо контрастной и чёткой отметки от самолёта образовывается облако от обломков (вряд ли их было много, если U-2 ещё планировал до полного разрушения порядка 15 км) машины и остатков подорвавшейся ЗУР. На пункте бригады докладу подполковника Новикова не поверили. Ведь цель не стала падать камнем вниз, а меняя маршрут, пошла со снижением на северо-восток от Свердловска и потом вообще пропала.

Никаких поворотов (об этом много говорилось впоследствии), которыми U-2 якобы ушёл от ракеты, не было. Да и совершить энергичный манёвр со значительными перегрузками, чтобы увернуться от ЗУР, самолет Пауэрса просто не мог по своим тактико-техническим характеристикам.

Вполне вероятно, что если бы не открыл огонь дивизион подполковника Новикова, U-2 даже не вошёл бы в зону поражения 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады (и.о. командира — майор Воронов), который дислоцировался рядом со станцией Косулино.

Пройдя зону поражения этого дивизиона, Пауэрс вошёл бы в зону поражения следующего — 4-го дивизиона этой же бригады (командир — майор Шугаев), стартовая позиция — село Старые Решеты.

Но майору Шугаеву судьба уготовила в этой истории совсем иную роль. Как вспоминал сам Воронов, нарушитель, как будто предчувствуя опасность, летел, минуя зону поражения 2-го дивизиона, и вдруг, свернув, пошёл прямо на зенитный ракетный дивизион с нулевым курсовым параметром. Тогда и был произведён пуск ракеты дивизионом майора Воронова.

МиГ-19

В 8.43 с Кольцова была поднята пара дозаправленных МиГ-19, которые по тревоге прилетели с аэродрома Большое Савино (город Пермь). Пилотировали истребители капитан Айвазян (ведущий) и старший лейтенант Сафронов (ведомый).

В 8.55 с командного пункта поступил приказ открыть огонь по самолёту-нарушителю тремя ракетами. Однако машина Пауэрса (точнее — то, что от неё осталось) в тот момент находилась на дальней границе зоны поражения ЗРК С-75 «Двина» (а именно эта модификация комплекса состояла на вооружении дивизиона Шелудько). Поставленная боевая задача была выполнена. Облако обломков обстреляли ещё тремя ракетами. Но цели на экранах индикаторов по-прежнему никто не наблюдал.

А в это время пара МиГ-19, обойдя Свердловск с востока по предполагаемому маршруту цели, возвращалась на аэродром Кольцово со стороны Первоуральска. Самолёты проходили через зону поражения, где их, разумеется, обнаружили и взяли на сопровождение.

Трудно сказать, что было в тот день неисправно. Или где что-то получилось не так. Пишут разное: или у ракетчиков не работала аппаратура опознавания, или коды опознавания не сменили на истребителях. Скорее всего, на командном пункте у руководителей просто не было уверенности, что самолёт-нарушитель сбит. Новикову не поверили. Воронов не доложил об уничтожении цели, как и Шелудько. Хотя последний стрелял просто так — для успокоения души.

Но доклад о том, что цель поражена, так и не поступил. Впоследствии ракетчики оправдывались тем, что пилоты МиГ-19 не поставили их в известность, когда взлетели. После сообщения майора Шугаева о группе целей в составе двух самолётов было решено, что один из наших истребителей гонится за нарушителем.

На всякий случай решили обстрелять и эту пару. С КП дали команду: «Цель уничтожить!» Ничего не подозревающий Айвазян в тот момент приступил к резкому снижению, чтобы совершить посадку на аэродроме Кольцово, а Сафронов не успел повторить манёвр сослуживца.

Классически, тремя ракетами его машину сбивает 4-й дивизион майора Шугаева. МиГ-19 старшего лейтенанта Сафронова упал в Дегтярске, небольшом городке на юго-западе от Свердловска, на глазах у демонстрации трудящихся. Местные жители утверждают, что лётчик до последнего уводил от населённого пункта самолёт: он врезался в лесополосу на городской окраине.

В итоге в ходе стрельбы по Пауэрсу дивизионами 57-й зенитной ракетной бригады было израсходовано восемь ракет. Сбиты самолеты U-2 и МиГ-19. Старший лейтенант Сафронов погиб. Пауэрсу повезло больше. Американец остался жив, так как боевая часть ЗУР взорвалась позади пилотируемого им самолета и двигатель, словно щит, закрыл летчика.

Сейчас трудно сказать — поразил машину Пауэрса Новиков, выпустив вдогон одну ракету, или Воронов — тоже одной, но ведя огонь в куда более выгодных условиях. Хотя в принципе попасть могли оба.

Руководству Вооружённых сил из этой ситуации нужно было как-то выкручиваться. Поэтому и появилась версия — «первой ракетой, могучим ударом». Всё остальное начали подтягивать именно к такой последовательности событий. Виновных не нашлось. Многие получили награды — майор Воронов, капитан Шелудько, военнослужащие их дивизионов, офицеры командного пункта. Первым в списке значился старший лейтенант Сафронов. Приписку «посмертно» опустили.


Больше американцы над СССР не летали.





Нравится



 
Если интересно, поделись с друзьями, и они поделятся с тобой:

Комментарии  

 
-3 #1 Александр-IV 30.04.2018 17:02
Всё об этом полёте, последствиях и реакции мировой общественности в книге: Асанов Д. (сост.) - Агрессоров к позорному столбу! - Правда о провокационном вторжении американского самолета в воздушное пространство СССР. 1960
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий

Внимание!
Комментарии проходят модерацию. Под запретом мат, призывы к экстремизму и насилию, флуд, реклама и гиперссылки.


поиск по сайту
Первый звонок -2018
Самые нелепые автомобили
Белый Храм Таиланда
Авторизация
Авторизация позволяет просматривать закрытые разделы сайта, принимать участие в голосованиях и форумах. Заполнив и отправив форму регистрации, пользователь получит на указанный E-mail подтверждение логина и пароля. Если после регистрации доступ к закрытым разделам не открывается, проверьте правильность введённого E-mail, в крайнем случае сообщите о проблеме по обратной связи.



Поисковые ДУРИЛКИ
Статистика
Просмотры материалов : 33040188
    Яндекс.Метрика