Навигатор

* * * ДНИ РОЖДЕНИЯ * * *

16 января

Бабанова Вероника



19 января

Бабайцева Вера Владимировна


19 января

Черникова Татьяна



21 января

Беляева Алла Ивановна




Родственники, друзья и знакомые, не забудьте их поздравить!

Наряды для кукол
Смешные видеоролики
Как отличить фальшивку
Соседи-партнёры

nu_today

Новости Новой Усмани

Новоусманский райком КПРФ


Масленица




Масленица

Масленица, или Сырная неделя - зимний народный праздник, предшествующий Великому посту.

Традиционно Масленица длится 7 дней. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта.

История праздника

В стародавние времена на языческой Руси это был древнеславянский многодневный праздник проводов зимы и встречи весны, которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Он заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды.

Христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост. И название своё Масленица получила от того, что в последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, смысл которой — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Масленица

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.

А поскольку разудалое празднование и гуляния частенько приводили к печальным результатам, царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, с запретами частного винокурения, с запретами азартных игр, и, главное, чтобы не проводили кулачных боёв. Но с бьющим через край весельем не в силах были совладать ни грозные царские указы, ни наставления патриарха.

В других странах

Масленица

Масленица празднуется также и в других странах:

Бун Барекендан (Армения)
Вастлавьи (Прибалтика)
Жирный вторник или Марди Гра (Западная Европа, США)
Жирный четверг (Польша)
Карнавал (западные христиане)
Sachsiluute (Швейцария (Цюрих))
Uzgavenes — Литовская «масленица» (лит. )
Vastlapaev — Эстонская «масленица» (эст. )
Fastelavn — Норвежская «масленица» (норв. )
Karneval, Fastnacht und Fasching — Немецкая «масленица» (нем. )
Masopust — Чешская «масленица» (чеш. )

Дни Масленицы

Каждый день Масленицы имеет свое название, и на каждый день существовали определённые обряды. Вся неделя делится на два периода. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, можно было заниматься хозяйственными работами. Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье, все работы прекращались.

Масленица
Понедельник — встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник — заигрыш

Во вторник происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Масленица
Среда — лакомки

В среду зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала своё расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».

Масленица
Четверг — разгул

Другие названия: Разгуляй, Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток.

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Масленица
Пятница — тёщины вечёрки

В пятницу тёща приходила с ответным визитом в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

В субботу молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сёстры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Масленица
Воскресенье — проводы

Последний день Масленицы — Прощёное воскресенье, также называется Целовальник, Прощённый день. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста.

В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга за все причинённые за год неприятности, обиды и поступки.

Масленица

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы.

На следующую неделю иногда проводились «тужилки по Масленице».



Символика и обряды

Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. На протяжении многих веков Масленица сохранила характер народного гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, быстрой ездой на лошадях.

Масленица

Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле из соломы, обряженная в женские одежды, с блином и сковородкой. Хотя Масленица сама по себе божеством не является, она представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле.

Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. С ней вместе веселились, а затем хоронили или провожали, сжигая на костре. Сожжение чучела Масленицы - это символ уничтожения старого, иссякшего плодородия и толчок для нового возрождения плодоносных сил. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).

Это и есть ещё одна сторона Масленицы — поминальная. Для древних славян крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны, иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие алкоголь и блины — главный атрибут Масленицы. Ведь блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя, кстати, соответствуют поминальной сущности Масленицы.

Гуляния и игры

Праздничные гуляния и игры на Масленицу отражены на картинах многих русских художников, этот и «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова, и целая серия «Масленичных» картин Бориса Кустодиева, и «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 г.) художника К. Е. Маковского.

Маковский. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Самым распространённым на Масленицу было катанье на лошадях по улицам с песнями (по записям Костромской, Воронежской губерний). Вся молодежь каталась от одной деревни к другой, а новобрачные ездили на лошадях в гости к родственникам.

Борис Кустодиев. Масленица Борис Кустодиев. Масленица

По материалам Тюменского уезда прослеживается чёткая возрастная смена катающихся в течение дня: открывалось оно «катаньем детишек самого малого возраста, иногда грудных», — детей закутывали в шубы, тулупы, одеяла, вожжи давали тоже мальчику. Позднее выезжала молодежь, среди которой центральное место занимали молодожёны. Затем катались «большаки, кондовые и богатые крестьяне». С заходом солнца катанье прекращалось.

Масленица

Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодёжи с ледяных гор. Так, из с.Архангельское, или Голышовка, Каратоминского уезда Воронежской губ. в 1854 сообщали в Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках.

Масленица

Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки. В Архангельской губернии большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали ещё небольшие катки для детей у отдельных домов. Катались с горы на салазках, шкурах и рогожах. На санях — по одному, два, а иногда и по три человека. Последнее называлось катиться кораблём: двое располагались лицом друг к другу, а третий — между ними. На кожах и рогожах скатывались по 4 — 10 человек. Парни катались также на коньках (кониках) и просто стоя — несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром.

Менее широкое распространение, чем катанье на лошадях и санях, имели в XIX в. среди сельской молодежи прыжки через костёр и взятие снежного городка.

Масленица Масленица Масленица

Молодежь обоего пола делала в последний день Масленицы огромную бабу из соломы, вывозила её на больших санях за околицу и там сжигала; при этом прыгали через костер.

Взятие снежного городка

Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В.И. Сурикова (по непосредственным наблюдениям художника), бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. По описанию 1-й половины XIX в., на Енисее на Масленицу парни строили ледяную крепость с воротами. Она была довольно высокой — в ворота въезжали верхом. Одна партия занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота.

Масленица

Осаждённые метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали её, чтобы заставить повернуть обратно. Всадник с позором отступал под возгласы и улюлюканье собравшихся односельчан либо гордо врывался в крепость, оттесняя грудью разгоряченной лошади противников. Потом победители шли торжественно по селению с песнями, и всю ночь продолжались забавы.

В XVIII и XIX вв. получает распространение крестьянская масленичная комедия, занимавшая центральное место в празднестве. В ней принимали участие персонажи из ряженых — «Масленица», «Воевода» и др. При этом зачитывались обширные стихотворные тексты юмористического или сатирического характера. Сюжетом для них служила сама Масленица с её изобильными угощениями перед предстоящим постом, с её прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие-то реальные местные события, в качестве сатирического героя которых выступал масленичный блин. Это были местные крестьянские сочинения или городские, бытовавшие в сельской округе. Такие тексты переписывались, их включали в рукописные сборники.

Масленица
Рецепты на Масленицу: Блины, блинчики, оладьи от «Православие и мир»




Нравится



Перейти на страницу ПРАЗДНИКИ.


Перейти на страницу Проводы Масленицы в посёлке Шуберское в 2012 г.




 
Если интересно, поделись с друзьями, и они поделятся с тобой:

Комментарии  

 
+1 #1 АВВ 20.02.2012 11:53
вот это мне понравилось :-) здорово и познавательно,о собенно про название дней :P
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

поиск по сайту
Блондинки - кто они?
Как кошка с собакой -3
Авторизация
Авторизация позволяет просматривать закрытые разделы сайта, принимать участие в голосованиях и форумах. Заполнив и отправив форму регистрации, пользователь получит на указанный E-mail подтверждение логина и пароля. Если после регистрации доступ к закрытым разделам не открывается, проверьте правильность введённого E-mail, в крайнем случае сообщите о проблеме по обратной связи.



Поисковые ДУРИЛКИ
Статистика
Просмотры материалов : 26317101
    Яндекс.Метрика