Белый Храм ТаиландаПусть ваша жизнь будет такой же лёгкой и воздушной. Храм Ват Ронг Кхун и его создательХрам Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun) или Белый Храм находится на севере Таиланда в 12 км. от города Чианг Рай и виден с трассы, ведущей в город. Ват Ронг Кхун известен своей ослепительной белизной и является не просто самым необычным буддийским храмом, это сказка, невообразимо сюрреалистическая сказка, аналогов которому нет на всей планете. Иностранцы называют Ват Ронг Кхун «White temple». Это сейчас Белый Храм Ват Ронг Кхун не просто местная достопримечательность и место паломничества многочисленных туристов, а архитектурная жемчужина всего Таиланда. А началось всё в конце прошлого века. Художник и архитектор, задумавший это чудо, Чалермчай Коситпипат (Chalermchai Kositpipat) родился в Чианг Рае. Как архитектор, он уже в 29 лет достиг мировой известности. Талантливый таец построил здания в Азии, Европе и США, в т.ч. храм в Лондоне в тайском стиле. Вернувшись на родину в 40-летнем возрасте, Чалермчай решил остаток своей жизни посвятить грандиозному проекту - буддистскому храму. Он отказался от спонсирования строительства, чтобы никто не ограничивал его фантазию и планы и вложил в проект более 300 миллионов бат (около 10 миллионов долларов) собственных средств. Остальные деньги идут от продажи работ художника (внутри есть выставка работ Чалермчая) и пожертвований. Строительство храма ведётся с 1997 года. Чалермчай сам продумал каждую статую, каждый элемент и роспись храма. Он верит, что эта работа даст ему «вечную жизнь», а себя сравнивает со знаменитым архитектором Антонио Гауди. Антонио Гауди, знаменит строительством собора Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, которому посвятил всю свою жизнь. Приступив к строительству храма ещё в 1884 году, он оставил свое творение незаконченным после смерти в 1926 году. Храм достраивается до сих пор. Чалермчай запланировал возвести 9 сооружений и считает, что на завершение проекта уйдёт ещё около 90 лет. После его смерти все планы продолжит воплощать в жизнь брат-инженер, который активно управляет строительством сейчас, и целая армия молодых архитекторов, которых он обучает. Чалермчай надолго обеспечил родной город Чианг Рай притоком и иностранных туристов (около 200 тыс. человек в год), и верующих буддистов (более 4,5 млн. человек в год). Всех входящих приветствует Будда на воротах: Белый храмБелый храм - олицетворение чистоты Будды и нирваны. Все декоративные элементы зданий и большинство скульптур в Белом Храме сделаны из алебастра и инкрустированы мелкими зеркалами, вот поэтому-то на солнце храм сияет и сверкает, а вечером становится сказочно-переливающимся. Белые, переливающиеся на солнце верхушки Ват Ронг Кхун видны прямо с трассы. Но вблизи белоснежный зеркально-резной храм завораживает, и появляется ощущение, что ты попал в сказку. Храм Ват Ронг Кхун слишком красив, чтобы быть именно храмом, он отличается от любого другого храма Таиланда. Он прекрасен и на фоне чистого голубого неба, и затянутого облаками, и в солнечный день, и освещённый луной. Самая святая часть храма - пхра убосот - спроектирована в белом цвете, олицетворяющем чистоту Будды, и с белым стеклом, что говорит о мудрости Будды, которая ярко сияет на земле. На крыше пхра убосот четыре вида животных, олицетворяющих четыре стихии:
Весь комплекс будет состоять из 9 зданий: убосота, залы с реликвиями Будды, залы с изображениями Будды, залы молитв, залы созерцания, дома монахов, дверного фасада Буддавасы (перечисления 24 предыдущих Будд), галереи искусства и туалетов. Дорога к храмуКо входу в храм ведёт «дорога страданий» и мост, что символизирует путь к своеобразному Раю, к просветлению, туда, где живут Будда и его ученики. Чтобы попасть туда, требуется пройти мир людей и преодолеть Ад. Вначале надо пройти над ямой с множеством вытянутых рук, что символизирует движение человека сквозь череду жизненных соблазнов - преодолеть человеческий мир. Затем надо миновать два клыка-бивня, это пасть демона Раху (уста Раху). По мифам, Раху - это демон-змей, сжирающий солнце во время затмений. Пройдя через уста Раху, выходишь на мост над прудом, символизирующим реку, разделяющую миры. Мост означает переход от бесконечного цикла перерождений к Обители Будды. В начале моста, рядом со ступенями, идущего встречает колоритная парочка стариков с непременными лотосами в руках. А чуть выше, пара стражников, не пропускающих тех, чья карма отяжелена плохими поступками. И только потом можно попасть к входу в святая святых - пхра убосот. ВнутриЧтобы войти внутрь, нужно снять обувь. Фотографировать нельзя. Внутри, конечно же, две статуи Будды и его изображение на всю стену. Все картины в убосоте написаны в золотых тонах - все стены, потолок и пол заполнены картинами, рисующими попытки избежать искушений и достичь нирваны. На одной из стен роспись, уже ставшая легендой. Демон Мара, который в буддистской мифологии соблазняет Будду Гаутаму видениями красивых женщин и постоянно пытается затруднить поиски Буддой просвещения. Мара здесь персонифицирует искушение, воплощение безыскусности, гибели духовной жизни. Мара — искуситель, отвлекающий людей от духовности путём придания привлекательности земной жизни и выдавая отрицательное за положительное. Этот вездесущий демон отображён во многих неприятных формах: тут и отвратительные лица, и рожки, и щупальца, и змеи-шланги с человеческими головами (наги), которые врезаются в Башни - близнецы. Тут и предметы, окружающие нас - часы, мобильные телефоны, автомобили, олицетворяющие потребительские желания и отвлекающие нас от пути к просветлению. Есть даже элементы современной попсы - Нео из «Матрицы», Супермен, Ява Хижина из «Звёздных войн». Золотой дворецСлева от храма привлекает внимание сверкающее золотом здание со ступенчатой крышей, увитой по краям золотыми дракончиками. Перед ним, среди прекрасной зелени, золотая рыбка-дракончик с непременным лотосом. И никак не догадаться, что это не храм, не дворец, а… туалет! Подойдя ближе, можно увидеть и непременные атрибуты столь важного заведения - указатели, но не просто как у нас - «М» и «Ж» или силуэтики, а расписные картины в обрамлении позолоченных узоров. Чалермчай утверждает, что он построил самые красивый туалет в мире, т.к. он хотел донести до людей свою мысль, что белый храм символизирует человеческий ум, а золотой туалет - это символ его восприимчивости. Он говорит: «Я знаю, что люди будут много говорить о золотом туалете, потому, что они уделяют больше внимания физическим объектам со структурой и формой, а их ум более деликатен, сложен и его не так-то легко понять». ПаркВокруг храмовых зданий парк с многочисленными фонтанами, скамейками, красиво вымощенными дорожками и площадками. Весь храмовый ансамбль буквально пронизывают пруды и каналы с мостиками. В воде множество рыб: крупные чёрные рыбины лениво лежат на дне, то тут, то там проплавают стаи красивых белых и красных рыб. В парке громадное количество разнообразных скульптур, в каждой свой особый смысл. В основном это разные мифологические существа. Но всех их объединяет цветок лотоса - кто в руках, кто в зубах, кто в лапах - все держат лотосы. Когда экскурсия заканчивается, остаётся ощущение, что побывал в сказке. Выходим за ограждение - и даже его Чалермчай Каситпипат выполнил в присущей только ему манере. Как сказал кто-то про Белый Храм: «Пусть ваша жизнь будет такой же лёгкой и воздушной». Да будет так! Добавить комментарий
|
||
|