Благовещение (7 апреля).
Автор:
Светлана
Акиньшина
Благовещение Пресвятой Богородицы - один из самых древнейших богородичных двунадесятых (двунадесятые празднования представляют собой двенадцать православных христианских празднований, которые посвящены событиям из земного жития Вседержителя и Пречистой Девы. Все эти праздники относятся к числу великих празднований) праздиков.
Проповедник христианства Иоанн Златоуст называл Благовещение корнем всех праздников. В этот день «птица песен не поет, а девица косу не плетет». Все замирает в ожидании чего-то великого и таинственного...
В далекой древности пророки предсказывали, что в потомстве царя Давида от Девы родится Младенец, Который станет Спасителем мира. Но проходили годы, столетия, а на земле все не было Избранницы Божией. Потомки Давида не забывали, однако, пророчеств и не теряли надежды на милость Божию. Те же, кто не имел детей, считали это особенным наказанием и горячо молились о ниспослании им драгоценного чада. Читатели помнят легенду о том, как великие праведники Иоанн и Анна вымолили себе под старость лет утешение - дочку Марию. В благодарность за этот дар святые родители дали обет посвятить свое дитя Богу.
Детство и отрочество она провела в храме. Когда же Марии исполнилось 14 лет, по обычаю того времени Ей надлежало покинуть святую обитель и жить, как все остальные девушки. Но к той поре родители Пресвятой Девы уже скончались. Священники Иерусалимского храма вручили Отроковицу на попечение родственнику, праведному старцу Иосифу, чтобы берег и охранял Ее непорочность. Мария переехала в дом бедного плотника в Назарете, где жизнь ее потекла в трудах и молитвах.
Однажды, как повествует предание, Мария читала книгу пророка Исайи и остановилась на предсказании о рождении от Девы Сына Эммануила (в переводе это имя означает «с нами Бог»). Она замечталась о том, как это сбудется, и Ей захотелось стать хотя бы служанкой этой Девы.
Вдруг перед нею явился ангел и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».
Мария хорошо знала Священное писание и помнила, что в истории никогда еще не было такого случая, чтобы ангел обращался к девушке или женщине со столь торжественным приветствием. Поэтому она смутилась от похвалы небесного посланника, но он успокоил Ее словами: «Не бойся, Мария. Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего».
Иисус - значит Спаситель. Таким образом архангел Гавриил указал на Его призвание в мире. Тихо, со смирением приняла Мария эту благую весть и ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел.
Так совершилось чудо. При этих словах в Ней зародилась новая жизнь - и душа и тело Спасителя мира, которого Ей в свое время предстояло родить в земном образе ребенка...
Наши дедушки и бабушки, их родители свято верили, что на Благовещение даже солнце при восходе играет - как на Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово и в Петров день. Старики говорили, что у Бога это самый большой праздник. Тяжким грехом считалось заниматься каким-либо делом на Благовещение - даже для неразумной твари. Если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, по поверью, она какое-то время не сможет летать и вынуждена будет ходить по земле.
Нравится
|
Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается 14 августа янтарным медовым Спасом, заканчивается 27 августа, а на следующий день отмечается праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа по григорианскому календарю). И установлен Успенский пост в честь этого праздника.
Середина Успенского поста - праздник Преображения Господня 19 августа. Верующие вспоминают евангельский сюжет, когда Иисус Христос преобразился перед своими учениками на горе Фавор: его лик просиял как солнце, а одежды сделались белыми, как свет.
Изначально Успенский пост был продолжением летнего апостольского поста, который начинался со второй недели по Пятидесятнице и заканчивался на Успение. Около 1000 года по немощи человеческой он был разбит на две части. Первая часть поста стала заканчиваться в праздник апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня по ст.ст.). Вторая часть того поста и образовала Успенский пост.
Согласно устоявшимся традициям, в дни Успенского поста строгость трапезы такая же, как и в Великий пост (см. «Календарь питания в Великий пост»), то есть исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения Господня.
По дням недели: в понедельники, среды и пятницы — сухоядение; по вторникам и четвергам — варёная пища без растительного масла; по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино.
В первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа, по традиции совершается освящение мёда нового сбора - Медовый Спас.
В праздник Преображения Господня 19 августа можно употреблять рыбу, растительное масло и вино. В этот день в храмах освящаются гроздья винограда и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растёт, освящаются в этот день яблоки - Второй Спас, или Яблочный.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа, если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.
Нравится
Об этом христианском празднике
рассказывает
настоятель Шуберского Храма
иконы Божией Матери
«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
священник о.Сергий (Грубов)
19 января Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории — Крещение Господа нашего Иисуса Христа, которое совершилось в начале открытого земного служения Спасителя. Христос пришел на берег реки Иордан и, не имея в Себе никакого греха, принял Крещение от рук святого Иоанна Предтечи, показывая нам пример смирения и освящая водное естество.
Событие Крещения Господня называют также Богоявлением, ибо в этот момент совершилось явление Полноты Божества — явление всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына, принявшего Крещение, и Духа Святаго, сошедшего на Сына в виде голубя. В память об этом событии Святая Церковь накануне и в сам день праздника совершает особый чин великого освящения воды. 18 января именуется также Крещенским сочельником. В этот день православные люди соблюдают строгий пост, как и в Рождественский сочельник, вкушая сочиво — вареное зерно с медом. Крещенским сочельником заканчиваются Святки — праздничные дни после Рождества Христова.
Вода, освященная 18 и 19 января, именуется крещенской, богоявленской или великой агиасмой (святыней), и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане имеют великое благоговение. Хранят ее обычно в святом углу возле икон, в чистой, специально отведенной для этой цели закрытой посуде. Когда она заканчивается, можно добавить в нее чистой воды, которая не разбавляет святую воду, а, напротив, сама также принимает освящение, подобно тому как загорается подложенное в огонь горючее вещество. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом мы испрашиваем Божия благословения дому, помощи в благочестивой и богоугодной жизни и духовно очищаем жилище от воздействий бесовских сил - врагов нашего спасения. Всякого рода гадания в «крещенский вечерок» - грех, осквернение святого дня.
На наиболее часто задаваемые вопросы о празднике Крещения Господня отвечает иерей Алексей Иванов, председатель миссионерского отдела Воронежской Епархии:
Вопрос: Зачем нужная Святая Вода?
Ответ:
Освящение воды, как и вообще любое священнодействие, не является замкнутым в себе. Так, на литургии освящаются хлеб и вино для того, чтобы стать средством истинного единения с Богом. И вода освящается не для того, чтобы годами храниться, но для того, чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела, для того, чтобы привести человека к познанию Бога и соединению с Ним.
Вопрос: Различны ли по своим свойствам крещенская и богоявленская вода?
Ответ:
Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и будто бы вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника - не одинакова. Это - бессмысленное и вредное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа в воды реки Иордан, и поэтому между ними нет никакого отличия.
Вопрос: Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?
Ответ:
Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
Вопрос: Бывает ли, что святая вода “не помогает”?
Ответ:
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. “Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему”.Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.
Нравится
Фото автора
В воскресенье в шуберском храме «Неопалимая купина» после Божественной Литургии состоялся концерт, посвящённый дню семьи, любви и верности. Настоятель храма священник о.Сергий выразил надежду, что на будущий год этот праздник станет не только православным, но и народным, и в храм придёт больше жителей.
Среди прочих песен, исполненных воспитанниками воскресной школы, «Выйду ночью в поле с конём» заслужила бурные аплодисменты. А когда звучала песня «Давай никогда не ссорится» в исполнении Ольги Бабановой, зрители подпевали, так тронула за душу.
И трио Бабановых (Ольга, Вероника и Елена) порадовали любимой народной песней «Ой, да не вечер».
Объявленные неполадки с техникой (можно предположить, что сельский клуб не предоставил для концерта в храме усилитель, микшер, микрофоны и акустические колонки) наоборот, дали только положительный эффект, обернувшись тихой, спокойной, домашней обстановкой. Концерт, можно сказать, прошёл в камерном, задушевном формате, вполне соответствовавшем сути отмечаемого праздника.
Микрофоны оказались лишними - без них создался особый сердечный уют, стиралась грань между выступавшими и слушателями.
Приехавшие на праздник гости - Людмила Иванова и Любовь Косачёва порадовали своими голосами и исполнением (спелись!).
Настоятель храма священник о.Сергий в благодарность за доставленную радость, проявленные труд и талант, преподнёс каждому участнику концерта изображение святых Петра и Февронии.
По окончании концерта о.Сергий попросил всех прихожан и участников концерта выйти на улицу, чтобы сфотографироваться на память перед входом в храм.
А вот кадры неофициальные:
Вот оно, наше будущее поколение. И этот праздник, в конце концов, тоже для них, таких чудных малышей. Не правда ли, что ради них мы и живём?
Нравится
Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о трёх Лицах единого по существу Бога. Это Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой. Сошествие Святого Духа на апостолов произошло на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник называется также Пятидесятницей.
Троицын день или День Святой Троицы отмечался у восточных славян как проводы весны, переход от весны к лету. Ведь приходится он как раз на пик расцвета природы. И у славян считался одним из самых важных праздников, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, украшали церкви и даже улицы свежими травами, цветами и берёзовыми ветками.
Считается, что праздник Троицы был введён в начале XV в. Сергием Радонежским.
На Троицу пекли пироги и караваи, делали венки, устраивали гулянье в лесах и на лугах, приглашали гостей. Девушки устраивали девичьи гулянья, надевали самые лучшие свои наряды, головы украшали венками из трав и цветов.
В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В обычае было устраивать «невестины смотрины», когда принаряженые девушки прогуливались по главной деревенской улице, стремясь показать себя со всех сторон.
На Руси День Святой Троицы (Троицын день или просто Троица) был одним из важнейших праздников в году. В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков - Вселенская Родительская суббота.
Сейчас уже совершенно забыт древний обычай: чтобы летом не было засухи, надо было на Троицу прийти в церковь с пучком травы, на которую нужно было поплакать, т.к. слёзы означали дождь.
Этот обычай ещё помнили в начале прошлого века, у Сергея Есенина есть такие строки:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…
В позапрошлом веке этот обычай с иронией описывает Александр Сергеевич Пушкин в бессмертном своём романе «Евгений Онегин»:
В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три…
На следующий день после Троицы, всегда в понедельник, празднуется Духов день — христианский и народный праздник в честь Святого Духа.
Нравится
|
|